воскресенье, 21 октября 2012 г.

Человек и его потребности - А. Э. Назиров


Созданный по образу Божественного, ум, пока он причаствует подо­бию первообраза, вмещает Божественное и пребывает в Нем настолько, насколько может, но, оказавшись вне подобия, лишается красоты, в кото­рой доселе пребывал. Украшаясь подобием красоты Первообраза, он, в свою очередь, украшает собою управляемую им природу. Но если это благородное сродство расторгнуто и превосходящее начинает следовать низменному, то само вещество, уже отступившее от природы, обнаружива­ет собственное безобразие, ибо само по себе оно безвидно и неустроенно и его неустроенностью и безобразием портится красота природы, то есть происходит передача уродства вещества через природу самому уму. Таким образом, черты создания лишаются образа Божьего. Подобный зеркалу, ум тогда создает образы оборотной стороны благого, отметая обнаружение сияния добра. И тогда возникает зло, которое осуществляется через неза­метную убыль прекрасного.

В человеке как целом ум управляется Богом, а умом управляется наша телесная жизнь, когда она проходит в естественном состоянии. Ко­гда тело отклоняется от естественных предназначений службы уму и духу, то оно и отчуждается и от умной энергии. Когда над умом природа тела начинает предводительствовать, она влечет и ощущение скорбного, и во­жделение приятного, создавая стремление и побуждение к какому-либо наслаждению. Ум же в таких случаях собственной своей сообразительно­стью изыскивает средство к тому, чего страстно желает тело. Так происхо­дит с людьми, чей разум находится в порабощенном стремлениями есте­стве. У совершенных же ум предводительствует, избирая только то, что полезно разуму и отсекая страсти.
И наконец, ум полностью родственен Божественной природе, и по­этому он непознаваем. Ум - средоточие духовной, а не рассудочной жизни человека, в православном душеведении противостоит рассудку (logismos, phronesis). Собственно, умом определяется общее состояние человека, ибо

именно ум доставляет пишу для души . Он обладает сущностью и энерги­ей и своей сущностью пребывает в сердце, а энергией в помыслах, с по­мощью которых покидает тело и приобретает представление о вещах. Будучи созданным по образу Божьему, ум есть свет. И потому опреде­ленные люди, у которых ум пребывает в естественном, а не падшем состо­янии, могут созерцать свет своего ума, особенно в час молитвы. Это и есть просвещение от Бога, истинное просвещение. Этот свет ума есть ум­ная красота человека.




Комментариев нет:

Отправить комментарий