Созданный
по образу Божественного, ум, пока он причаствует подобию первообраза, вмещает
Божественное и пребывает в Нем настолько, насколько может, но, оказавшись вне
подобия, лишается красоты, в которой доселе пребывал. Украшаясь подобием
красоты Первообраза, он, в свою очередь, украшает собою управляемую им природу.
Но если это благородное сродство расторгнуто и превосходящее начинает следовать
низменному, то само вещество, уже отступившее от природы, обнаруживает
собственное безобразие, ибо само по себе оно безвидно и неустроенно и его
неустроенностью и безобразием портится красота природы, то есть происходит
передача уродства вещества через природу самому уму. Таким образом, черты
создания лишаются образа Божьего. Подобный зеркалу, ум тогда создает образы
оборотной стороны благого, отметая обнаружение сияния добра. И тогда возникает
зло, которое осуществляется через незаметную убыль прекрасного.
В
человеке как целом ум управляется Богом, а умом управляется наша телесная
жизнь, когда она проходит в естественном состоянии. Когда тело отклоняется от
естественных предназначений службы уму и духу, то оно и отчуждается и от умной
энергии. Когда над умом природа тела начинает предводительствовать, она влечет
и ощущение скорбного, и вожделение приятного, создавая стремление и побуждение
к какому-либо наслаждению. Ум же в таких случаях собственной своей
сообразительностью изыскивает средство к тому, чего страстно желает тело. Так
происходит с людьми, чей разум находится в порабощенном стремлениями естестве. У
совершенных же ум предводительствует, избирая только то, что полезно разуму и
отсекая страсти.
И
наконец, ум полностью родственен Божественной природе, и поэтому он непознаваем.
Ум - средоточие духовной, а не рассудочной жизни человека, в православном
душеведении противостоит рассудку (logismos, phronesis). Собственно, умом определяется общее состояние человека,
ибо
именно
ум доставляет пишу для души . Он обладает сущностью и энергией и своей
сущностью пребывает в сердце, а энергией в помыслах, с помощью которых
покидает тело и приобретает представление о вещах. Будучи созданным по образу
Божьему, ум есть свет. И потому
определенные люди, у которых ум пребывает в естественном, а не падшем состоянии,
могут созерцать свет своего ума, особенно в час молитвы. Это и есть просвещение от
Бога, истинное просвещение. Этот свет ума есть умная красота человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий