среда, 21 ноября 2012 г.

Maтeмaтикa - этo интeрecнo



Игровой сюжет. Три котенка играют в кубики, готовятся к празднику: сначала они складывают из кубиков башни, потом красят свои домики, а затем встречают гостей.
Игровой материал. Три котенка (игрушки), цветные пластмассовые кубики или квадраты трех цветов. Дом с забором (без окраски), части домов (стены, крыши, заборы, чердачные окна — всех по 3 шт.) трех цветов, лесенка из 5—7 ступенек (которые могут быть окрашены в цвета палочек Кюизенера), пять гномов в цветных колпачках.

Учебно-игровые задачи.
• Развитие комбинаторных умений.
• Воспроизведение отношений выше — ниже, над — под, между.
• Уточнение представлений о направлениях счета.
• Соотношение предметов по цвету с ориентацией на сюжет игры.
Играем! Познаем! Думаем! Педагог предлагает детям построить башни из трех разноцветных кубиков для каждого из котят. Затем сообщает, что первому котенку больше всего нравится башня, в которой желтый кубик находится между синим и красным. Педагог выясняет, есть ли такая башня среди построенных. Если нет, то дети строят такую башню.
Второй котенок с большим удовольствием построил бы башню, в которой желтый кубик — не верхний и не нижний. Причем он уверен, что такая башня будет красивее первой. Дети строят башню, затем сравнивают ее с первой и делают вывод: башни одинаковые или похожие, так как и в первой, и во второй в середине — желтый кубик (но возможно, в одной из них верхний кубик синий, а в другой красный).
Третий котенок предлагает построить башню, в которой желтый кубик ниже красного, но выше синего. Он говорит, что эта башня будет самой лучшей. Дети строят и эту башню. Сравнивают между собой все три, определяют, чем башни похожи, чем отличаются друг от друга.
Педагог предлагает детям рассмотреть несколько нераскрашенных домиков котят и убедиться, что они одинаковые: у каждого — стены с окном, чердак с окном, забор. Затем дети вместе с педагогом «раскрашивают» дома, накладывая на них цветные части по правилу: стены и чердачное окно одного цвета, забор и чердак — другого.
Педагог рассказывает детям о том, как один из котят готовился к празднику «День котов». Он решил обновить дом и забор и взял две краски: желтую и зеленую. Желтой краской покрасил стены и окно на чердаке. («Сделай и ты так! — говорит педагог, — положи цветные части на силуэт дома и забора».) За его работой наблюдали два других котенка. Оба подумали: «Сделаем и наши дома тоже красивыми! Мы запомнили: какого цвета стены, такого и окно на чердаке! А какого цвета забор, такой и сам чердак!» Котята договорились, что возьмут краски разных цветов: один — желтую и красную, другой — красную и зеленую. И каждый котенок раскрасил свой домик по-своему. (Дети выполняют.)
Педагог предлагает рассмотреть лесенку, по которой поднимаются гномы, живущие под домами котят. Дети считают ступеньки: первая, вторая и т. д. — всего семь ступенек. Каждый из детей может убедиться в этом, проведя гнома вниз и вверх по лестнице и сосчитав ступеньки.
Обсуждаем! Педагог, рассуждая вместе с детьми, спрашивает их:
— Считаете ли вы ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице?
— Сколько вы можете сосчитать ступенек?
— С какого числа вы начинаете считать, когда спускаетесь по лестнице? (Используется рассказ Я. Тайца «Ступеньки».)

Комментариев нет:

Отправить комментарий